Керамические
снимки
y. object
Фотограф Яна Давыдова о своем новом проекте и путешествиях
y. object — новый виток творчества фотографа Яны Давыдовой. Яна известна работами на неделях моды, репортажами для локальных медиа и снимками путешествий. Сегодня диджитал — обязательный инструмент для портфолио. В свете событий последних лет Яна почувствовала желание создавать физические объекты, которые будут радовать и приносить пользу долгие годы. Решение она нашла в производстве керамической посуды, на которую перенесены снимки с телефона (вся коллекция "MMRS") и фотокамеры. Это стало способом превращения снимков в предмет. Яна рассказала нам о проекте и о нескольких сюжетах из путешествий, запечатленных на посуде.
Временной якорь
Моментальная фотография — один из главных способов коммуникации с миром сегодня.
Такие снимки быстро уходят в никуда. Фарфор же может спустя 100 лет остаться практически
неизменным. Мне захотелось моменты из жизни, запечатленные на телефон, томящиеся в памяти,
преподнести в более долговечной форме. Поэтому появился такой дроп как “MMRS (“Memories”
(от англ “воспоминания” — прим. ред.)) Это мой способ перевести “быструю фотографию” во что-то
вневременное, но легкое. То есть это малые формы, блюдца, на которых запечатлены мои снимки,
сделанные на телефон. Все эти воспоминания ты претворяешь в жизнь, соприкасаешься на
ежедневной основе и каждый раз по-новому проживаешь. Похоже на текст, который ощущаешь
иначе со временем — изменился ты, контекст. Словно якорь в прошлом, помогающий удерживаться
в хаотичном мире. Он помогает взглянуть на былое из настоящего даже во время ритуалов вроде
завтрака.
Музей Ватикана
Образы на посуде довольно универсальные. Снимки из музея — хороший пример.
Личностное восприятие граничит с коллективным. Знакомые и понятные образы рождают
уникальный отклик у каждого, отбрасывают к своим воспоминаниями.
Патагония
Первая коллекция y. object. Тогда у меня появилась потребность “выхода в предметный мир”.
В тот момент с рынка ушли журналы, с которыми я работала. Но я не собиралась терять любовь
к фотографии. Ощущалась нужда в некотором заземлении. Изначально была идея делать мебель.
Еще на тот момент прослеживались некоторая закономернотсь — везде была роспись, мозаика,
имитация старой техники рисунка… Фото же не казалось столь распространенным в этом контексте.
Снимки я видела только как мерч, выполненный не художественным способом. Например,
что продается в ларьках — панорама города, фото президента и т.д. Я примерила свои фото
на тарелку и меня очень зацепило. Хотелось легкости и разнообразия, но не было понимания
как это сделать. В случае производства новых тарелок нужны были большие тиражи, полный цикл.
В одну из ночей я подумала, что возраст фарфора неважен — его же можно повторно обжигать и
сделать все на винтаже. Поиски привели на Авито, где меня привлек кобальт. Первая партия
вызвала восторг. Я даже попыталась найти в сети что-то похожее, но так и не смогла, что очень
вдохновило.
Аргентина
Это один из любимых сетов фотографии. Я хотела, чтобы работы отзывались у каждого,
сохранив нишевость. Например, горы понимают все. Первый отклик был довольно интересный —
люди спрашивали, Крым ли это, Альпы… У каждого была своя ассоциация. Мне нравятся
собирательные образы, потому что через них можно почувствовать более широкое единение с людьми.
Гора — некий архетип, в котором заложен смысл. История была снята единоразово.
Это все та же Патагония со стороны Аргентины. Пейзажи я запечатлела по пути на ледник
Перито-Морено.
Дева Мария
Мне нравится, что Мария дана как прародитель всего. Это образ женщины, который дает опору —
особенно в тяжелые моменты. Он несет в себе гармонию. Бывает, когда женское или мужское
начало превалирует одно над другим. В Деве Марии же все идеально при том, что она мать.
Блюдца с ее изображением я не использую для пищи, а для фокусировки, медитации — например,
когда жгу свечи. Снимок сделала не я. Это мой подход к коллажированию существующих образов,
кураторство.
Лиссабон
В общей сложности провела в Порто и Лиссабоне три недели. Я приехала на трехнедельный
курс по книжной верстĸе. Этот снимок сделан в невероятном музее Галуста Гульбенкяна.
Здание — памятниĸ архитектуры в стиле брутализм, и одно из наиболее запомнившихся мне мест
за всю поездĸу. На снимке пожилая пара идет навстречу друг другу. Он в тени, она — на солнце.
Наполненный и преĸрасный момент. Мне нравится притяжение главных героев на фоне уникальной
архитеĸтуры.
Белфаст
Во время учебы в Лондоне я летала в Белфаст продлевать визу.
Тогда я сняла свои лучшие фото на телефон. Образ на тарелке обладает красивыми линиями
и смыслом, который запускает все новые и новые мыслительные процессы у меня в голове.
Brighton
Off-Peak
Два блюдца, на которых расположились фото, снятые во время путешествия по Англии.
В свое время я решила сделать футбольное паломничество, совершив обход разных стадионов —
Лондон, Манчестер, Ливерпуль, Эдинбург, Брайтон, Глазго. В городах я была по 1-2 дня,
заканчивая свое мини-путешествие на стадионе. Я не хотела посещать их во время игр.
Спустя год началась эпидемия СOVID-19. Мои снимки пустых арен будто предсказали будущее.
На одной тарелке надпись со входа на стадион в Брайтоне: “Никакого алкоголя после этой отметки”.
Вне контекста фразу можно трактовать как предупреждение для людей с зависимостями.
То есть ты ставишь себе границу, которую не пересекаешь, желая сделать шаг к себе.
На снимке из Ливерпуля: “Оплата по мере использования, парковка в день матча”. Это про карму.
В день матча она тебя точно настигнет, если будешь жадничать.