Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
Условия Акции
C 7 декабря по 15 января в Peak Souvenir проходит выставка московского фотографа Леонида Сорокина. Мы пообщались с ним о том, как запечатлеть повседневность, о беспощадном времени и перфекционизме.
Свое место. Интервью с Леонидом Сорокиным
Peak Souvenir
7 декабря–15 января
Творчество, продиктованное самой жизнью, а не претенциозными выдумками ради привлечения внимания. В нем зритель может увидеть не только темперамент автора, но и самого себя. Московский фотограф Леонид Сорокин долгие годы документирует окружающую действительность. Ему удалось не растерять любопытство, которое подталкивает к новым свершениям. Его интерпретация реальности отличается особенным настроением. Он будто выдергивает места, людей и быт из общей картины мира, погружая их в вакуум безмятежности и задумчивости. Персональные выставки для Леонида — большая редкость. Актуальная экспозиция в Peak Souvenir демонстрирует скрупулезный и выверенный взгляд фотографа. В пространстве магазина отобраны работы, сделанные более чем за 10 лет. Вы могли видеть живописные пейзажи Абхазии авторства Леонида в журнале «Путь». Леонид красноречиво изъясняется через фотографию, но для тех, кто предпочитает фотоязыку русский литературный, мы задали несколько вопросов о его подходе.
В описании выставки указано, что ты старался фиксировать «субъективную карту местности с помощью ярких и важных для автора образов, далеких и близких». В полученных снимках можно узнать тебя, твой темперамент? Как он проецируется на работы?
Как автор, я стараюсь запечатлеть не только внешний облик своих героев, но и отразить их внутренний мир за счет действий. Иногда я жду нужного момента, чтобы подчеркнуть разные человеческие качества, и мой темперамент проникает через выбор образов, сюжетов и композиций. Это делает их более личными. Конечно, я узнаю себя во всех сюжетах — представляю, как бы выглядела моя жизнь в той или иной ситуации.
Твои фото часто отображают повседневность. То есть люди рутинно занимаются своими делами. Одни едут на работу, отдыхающие нежатся на пляже, пожилая пара гуляет, трогательно взявшись под руки. Ты же наверняка размышляешь, куда они идут, о чем думают, что ожидают. Расскажи об этом процессе, ощущении.
Эти сцены могут отражать как стабильность, уверенность в будущем, понимание зачем ты живешь, так и монотонность, отсутствие изменений, чувство утраты времени или даже целой жизни. Просто я ищу возможность забетонировать образ в символ, поэтому снимаю такие бытовые сюжеты. Например, спешащие на работу люди символизируют потерю времени, а гуляющая пожилая пара выступает символом удовлетворенности от прожитой жизни. Я наблюдаю, как люди, находясь в своём привычном состоянии совершают обыденные действия, которые не являются ни примечательными, ни индивидуальными, но похожими и универсальными. Для меня это очень содержательные вещи.
Фотография — фиксация мгновения. Каждый снимок говорит о текучести времени и приближении конца каждого. Ты фотографируешь людей в возрасте, которые кажутся ближе всего к закату жизни. «...предстают будущими версиями нас с вами…» В этом есть размышления о беспощадности времени?
Да, фотографии пожилых людей как метафора, зафиксированная в их лицах и историях. Они становятся свидетелями времени, напоминающими о неизбежности. У меня много сюжетов на эту тему, и я часто вижу в пожилых людях будущую версию себя, прожившую несчастную жизнь или, наоборот, годы, полные радости и согласия. А такие фотографии становятся источником вдохновения для того, чтобы свою собственную жизнь превратить в эту насыщенную версию.
Как стремление к чистоте кадра мешает тебе в восприятии своих работ?
Чистый кадр улучшает восприятие, делая изображение более понятным и привлекательным, но это заставляет меня больше критиковать себя при оценке фотографий. Постоянное стремление к идеальному кадру может помешать видеть уникальность и красоту в моментах. Важно найти баланс между визуальной чистотой и способностью воспринимать эмоциональную глубину.
На твоих фото появляются ситуации, подразумевающие суету. Но даже они кажутся безмятежными, вырванными из течения времени. Почему так выходит?
Скорее всего из-за композиционных решений и дальности плана. Я часто держусь в стороне от ситуаций, чтобы показать их масштаб. В этом случае вокруг много пространства — природы или города — и наши герои оказываются маленькими и одинокими, помещенными в нечто огромное, где важность их бытия теряется. Такой подход к композиции помогает передать не только масштаб событий, но и подчеркнуть отношение человека к окружающему миру. Это позволяет зрителю воспринимать сцены не только как моменты суеты, но и как часть более обширной картинки.
У тебя ощущается стремление к идеальности передачи момента, человека, природы. Есть кадры, где запечатленное предстает более совершенным. В них присутствует честность, но ощущается стремление к превосходности. Ощущаешь ли ты грань между достоверной передачей момента и творческим видением?
Грань ощущается. Мне нравится представлять, что я наблюдатель, чьи материалы будут исследовать антропологи будущего. Я стараюсь честно снимать то, что вижу, не применяя художественных приемов. Хочется быть объективным, показывая мир с понятных точек, словно я — инженерный инструмент. Но если представить, что реальность — это отражение того, что у нас в голове, граница между тем, как мы видим мир и тем, каким он действительно является, становится размытой. А когда смешивается реальность и мои представления о совершенстве, то видно не только внешний мир, но и стремление к собственным идеалам в нем.
Помогает ли тебе фотография пережить сложные периоды в жизни?
Сложные этапы могут длиться долго, поэтому нелегко оценить, как влияет фотография на переживания. Наверное, это тоже часть творческого процесса. Как минимум, это помогает отвлечься, погрузиться в съёмку и сконцентрироваться. Размышляя о работе, о происходящем в кадре часто ищешь какую то информацию, опорные точки и находишь такие вещи, которые помогают справиться с текущими проблемами. Но точно сказать, помогает ли фотография, смогу ближе к концу жизни.