Загрузка…


OAMC×Louvre
Из музея на улицы
Жизнь и смерть — извечная тема для философов, поэтов и художников. Возвышенные
мысли об этом рождаются на границе возможного и невозможного опыта. Творцы всех времен пытаются уловить контрасты
этих двух миров, но их сюжеты нельзя воспринимать буквально. OAMC в своей коллекции с Лувром напоминает нам о
художниках, которые известны своими поэтическими размышлениями. Мы изучили каждое полотно, задействованное в
коллаборации, и готовы рассказать о них вам.
«Аллегория победы» — Антуан, Луи и Матье Ленен, 1635 г.
Авторов картины называют самыми загадочными французскими художниками. Братья Ленон — наиболее примечательные
творцы 17 века: их работы связаны с рели-гиозными и мифологическими темами, а портреты изображают простых
крестьян, что было необычно для того времени. Художники показывали обычных людей и их быт без карикатурности и
насмешек. Они запечатлели крестьян сильных духом и с чувством собственного достоинства. Работам художников
свойственна барочность с жизненностью, заигрывание со светом без романтизации повседневной жизни.
Сейчас миру известно о 16 подписных картин братьев Ленен, а 10
из них имеют точную дату. Искусствоведы не могут определить, кому из них принадлежит авторство большинства
работ,
потому что везде используется похожая техника, типажи
и детали. Эксперты предполагают, что «Аллегорию победы» написал младший брат Матьё. Существует разные трактовки
картины: например, Героиня, символизирующая Победу, вероятно, наступает на поверженный Обман, Интригу или Бунт.
Победа католической церкви над еретиками — еще одно объяснение работы. Эту работу считают смелым изображением
человеческого тела в мифическом контексте с оттенком поэтичности.


«Тени Паоло и Франчески являются Данте и Вергилию» — Ари Шеффер, 1835 г.
Сюжет по мотивам сцены «Божественной комедии» Данте. Картина Шеффера — это момент из первого тома «Инферно».
Франческу да Римини и Паоло Малатеста относят
к рангу Ромео и Джульетты — герои задействованы в одном из самых драматических эпизодах работы поэмы Данте. По
замыслу, они рассказывают поэту историю своей любви
и смерти: пара попала в вечный вихрь, который теперь навсегда удерживает их подброшенными — как наказание за
то,
что последовали за своей страстью. Речь о запретной любви, свободе воли, консервативных нравах и принуждении.
По прагматичным соображениям отца Франческа вышла замуж за хромого Джованни Малатеста (брак должен был примирить
враждующие семьи Малатеста и отца Франчески Гвидо I, правителя итальянского города Равенны). Но она влюбилась в
его младшего брата Паоло. В конечном счете, Джованни застал их целующимися и зарубил мечом. На картине Шеффера на
груди Паоло и на спине Франчески видны раны. По сюжету «Божественной комедии» Данте встречает носимую ветром пару
на втором кругу Ада,
и, выслушивая историю их проклятья, теряет сознание от жалости.
Это романтическое очарование, граничащее с непоправимой трагедией,
и зацепило Ари Шеффера. Он передал свои ощущения сцены с драматическим холодом, выверенностью композиции и
глубиной
красочных размышлений на тему нравственности.




«Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре» — Поль Деларош, 1865 г.
Сюжет картины повествует об эпохе гонений на христиан в годы правления римского императора Диоклетиана (284-305).
Сам Деларош писал о своем творении так: «Юная римлянка, не желавшая участвовать в жертвоприношениях ложным богам,
была приговорена к смерти и брошена в Тибр со связанными руками; заходящее солнце
за мрачной и пустынной рекой; двое христиан смотрят на труп юной мученицы, который проплывает перед ними…».
Чувственный трагизм картины связывают с тяжелой болезнью художника. Также этому могла предшествовать смерть его
жены в 1845 году. В этот период времени работам Делароша свойственны печальные размышления на тему предрешенности
существования человека и его неравной борьбы с неизбежным.
Есть два варианта картины: одна выставлена в Эрмитаже, вторая — в Лувре. Сам Деларош и его почитатели считают эту
работу «самой печальной и святой» в биографии художника. Чистота и девственность противопоставляется
темноте и слепоте безжалостной толпы. Этот контраст отчаянной романтики, которая граничит
с мистицизмом.

